Мокпан: как полопаешь, так и потопаешь
Корея удивляет мир многими вещами. Но видеотрансляции сытных и обильных трапез, получивших название мокпан, заслуживают отдельного рассказа. Ведь в этом случае вкусная еда – не награда за проделанную работу, а ровным счетом наоборот. Сколько блогер съел – столько он и заработал!
Мокпан (или мукбанг) – форма фуд-блогинга, в которой ведущий, биджей (BJ), ест на камеру. Ест аппетитно и даже смачно, причмокивая и не стесняясь других сопутствующих звуков. Казалось бы, традиции принятия пищи в мире в целом схожи: человек либо ест в одиночку, наслаждаясь тем, что ему никто не мешает, либо участвует в дружеском застолье, где еда растягивается на долгое время, и перемежается беседами. Тогда откуда появились люди, желающие есть напоказ и «гастрономические вуайеристы», которые с удовольствием на это смотрят?
Одиночество в сети
Истоки появления мокпана связывают с процессом урбанизации корейцев. Справедливости ради отметим, что процесс этот начался еще в середине прошлого века, но своего пика достиг к 2000-м годам. Суть проблемы заключается в привычке корейской молодежи к традициям. Молодые люди переезжают в большие города, чтобы получить хорошее образование и работу, и вынуждены жить в отрыве от семьи. Однако очень скучают по семейному укладу и обычаям совместных трапез.
По статистике, в таком одиночестве сегодня живет четверть корейцев, а к 2030 году их количество может увеличиться до одной трети. Конечно, люди встречаются, посещают кафе и рестораны, но общения им не хватает. На помощь приходит сеть – почему бы не пообщаться с камерой прямо за обедом или ужином? Тем более, если на тебя смотрят тысячи людей?
Зачем они смотрят, как кто-то ест?
Вопрос на самом деле очень интересный, и он гораздо важнее того, зачем люди едят на камеру. Если бы это поведение не поощрялось, не было бы и смысла демонстрировать свой аппетит. Конечно, смотрят на биджеев далеко не все. У кого-то мокпан вызывает отвращение, у кого-то – изумление количеству поглощенной пищи. Но факт остается фактом: корейское изобретение стало очень популярным и успешно шагает по миру.
Основных причин три:
- Популяризация жанра на ТВ (на многих шоу участники поглощают пищу, соревнуясь в скорости или объеме) и в кино;
- Любовь зрителя к шок-контенту (тот самый вуайеризм);
- АСМР – триггеры.
Расшифруем последнюю аббревиатуру. Названию ASMR всего десять лет от роду, и обозначает оно автономную сенсорную меридиональную реакцию. Приятные ощущения и мурашки появляются у человека как ответ на звуки или визуальный ряд в видео и аудио. На самом деле такие триггеры давно известны рекламщикам, но вот серьезное изучение АСМР началось сравнительно недавно, с ростом популярности каналов YouTube.
Дымящаяся чашка лапши, хруст нори, глотки воды – ведущие мокпан-каналов едят настолько аппетитно, что вызывают чувство удовольствия у других. А еще – белую зависть: как можно СТОЛЬКО съесть?
Сколько едят биджеи
Много. Очень много. Ведь скучный обед из одного-двух блюд мало кому будет интересен. Трапеза здесь растягивается во времени – некоторые ведущие комментируют блюда, некоторые демонстрируют удовольствие мимикой и звуками. Кстати, отрыжка не считается дурным тоном.
Еды на столе у биджея хватило бы на компанию в пять-шесть человек. Корейцы управляются с обилием мисочек удивительно ловко, подхватывая палочками и близкие, и дальние порции. Яичница, рис, несколько пачек «быстрой» лапши, суп, мясо, кимчи, нори, десерт… Известная японская видеоблогерша Юка Киносита за один прием может съесть до 23 000 калорий.
У зрителей всегда возникает диссонанс: почему биджеи не толстеют и как в них влезает столько еды? На самом деле, хотя обмен веществ у азиатов довольно высокий, такое количество пищи сказывается на фигуре, поэтому приходится налегать на спорт. Что касается умения съесть много –оно явно дано не каждому.
Попав на Запад, мокпан принял форму вызова: люди в прямом эфире соревнуются, кто из них съест больше еды за определенный промежуток времени. Но высокая скорость гасит ASMR-триггеры. Пожалуй, именно корейцы нашли тот самый баланс между скоростью обжорства и приятным визуальным рядом.
Монетизация удовольствия
В Корее большинство блоггеров работают на местной платформе - Afreeca TV. Зрители могут платить им «воздушными шариками» - виртуальной валютой, которую тут же и покупают. Добавьте к этому каналы на YouTube и доходы от рекламы продуктов и услуг, и станет понятно – известные биджеи могут себе позволить столько еды! Совокупный месячный заработок корейского «топа», Zach Choi, например, составляет 1 253 148 $.
Мы надеемся, что вам было интересно, и на всякий случай предупреждаем: поедание ужина за монитором никогда не заменит дружеского общения и прогулок! Умеренность все-таки лучше обжорства.